ДомойДругоеЧем грозит дефицит чипов в 2022 году

Чем грозит дефицит чипов в 2022 году

Эксперты Forbes проанализировали мировой рынок автопромышленности и пришли к выводу, что в 2021 году производство автомобилей сократилось на 7-9 миллионов машин.

Кризис, причиной которого стал дефицит микрочипов, удастся преодолеть только во второй половине 2022 года.

Только за первые два квартала 2021 года производство снизилось примерно на 4 млн единиц. Больше всего пострадали европейские автоконцерны – ими было произведено на 1,4 млн автомобилей меньше, чем планировалось. Не намного лучше обстоят дела и в Северной Америке, где производительность упала на 1,1 млн единиц автомобильной техники. Автокризис коснулся и Китая – производители Поднебесной отстали от плана на 700 000 автомобилей.

Первое полугодие 2021 стало особенно неблагополучным для Ford, Stellantis, Renault, Nissan и Mitsubishi. Прогноз на окончание года сложно назвать обнадеживающим – эксперты уверены, что мировое производство снизится еще как минимум на 5 млн авто, и все из-за нехватки микросхем.

Кто производит чипы?

Сама микросхема производится компаниями-разработчиками, крупнейшими и известнейшими среди которых считаются Apple, Qualcomm и Nvidia. Массовым выпуском уже разработанных чипов занимаются литейные компании на своих многочисленных заводах. Среди них особо популярны TSMC, Samsung и Intel Corp.

TSMC является признанным лидером – компания производит самые сложные чипы и занимает больше 50% от общего оборота на мировом литейном рынке. TSMC заинтересована в наращивании мощностей – в 2020 году представители концерна объявили о том, что на строительство нового завода в Аризоне уже выделено $3,5 млрд. Всего на запуск фабрики придется потратить около $110 млрд.

Samsung всеми силами стремится обогнать TSMC – на десятилетний проект развития компании уже направлено $150 млрд. Корпорация Intel тоже не собирается сдавать позиции – производитель наращивает производственную мощность за счет строительства двух заводов и инвестиций в размере $20 млрд.

Разумеется, существуют и более мелкие производители, но они пока что отстают от лидеров гонки – технологии TSMC опережают их наработки на два-три поколения.

Из-за чего возник дефицит чипов?

Впервые дефицит микрочипов начал явно ощущаться в конце 2020 года. Аналитики связывают нехватку микросхем с увеличением спроса на чипы в других производственных сферах, например, в области компьютерной электроники, которая в период пандемии была более востребована, чем машины. Автопроизводство долго восстанавливалось после пандемийного кризиса, а в других отраслях спрос на чипы оставался стабильно высоким, поэтому сейчас автомобилестроению просто не хватает микросхем.

Плюс ко всему, природа словно ополчилась на производителей микрочипов – засуха в Тайване остановила работу заводов компании TSMC, на базе японского переработчика плат Renesas Electronics произошел пожар, а аномальные техасские морозы прервали производство на крупнейших фабриках, принадлежащих Samsung и Infineon.

Почему заводы не могут просто производить больше чипов?

Основная загвоздка кроется в технологии создания микросхем – оказывается, на создание одного чипа тратится больше шести месяцев. Кристаллы, необходимые для производства полупроводников, не могут «дозревать» быстрее, поэтому экспортерам микросхем приходится ждать, несмотря на дефицит.

Таким образом, чтобы эффективно увеличить производственные масштабы, производителям придется потратить много времени и инвестировать миллиарды долларов в строительство новых предприятий, на запуск которых тоже уйдет далеко не пара месяцев.

На торговлю полупроводниками по-прежнему влияет пандемия, из-за которой спрос на чипы постоянно растет, а значит, их цена повышается, что тоже не способствует восстановлению автомобилестроения. Иными словами, работает главный закон рынка – если товар вызывает интерес, то цена на него растет, а ограниченное количество продукции только подогревает этот процесс.

Как выходят из положения автопроизводители?

Не секрет, что чем дороже автомобиль, тем больше чипов используется при его изготовлении. В Mercedes решили приостановить выпуск седанов С-класса, чтобы направить сэкономленные микросхемы на производство более дорогих и востребованных моделей.

По принципу высокомаржинальности поступили и в Renault – концерн сократил выпуск дешевых машин ради поддержания уровня продаж более прибыльных для завода авто.

Nissan отказался от современных навигационных систем, показав тем самым пример экономии чипов за счет исключения второстепенных опций. Некоторые производители поддержали Nissan и заявили, что их новые автомобили также выйдут на рынок без дополнительных функций, например, возможности автоматической регулировки положения кресел.

Как дефицит повлиял на украинский рынок?

В 1 квартале 2020 года украинцы приобрели около 100 000 автомобилей, а за период с января по август 2021 было куплено всего 48 000 машин, что говорит не о снижении потребительского спроса, а о нехватке авто на рынке и повышении цены.

В основном украинские автолюбители предпочитают ездить на машинах американского производства, поэтому неудивительно, что дефицит чипов и проблемы, свалившиеся на головы мировых концернов, повлияют и на украинский рынок.

Возможно, часть водителей будет рада приобрести новые иномарки в более доступной комплектации, без лишней электроники и современных «наворотов». С другой стороны, те, кто собирался купить подержанный автомобиль, могут быть неприятно удивлены ростом цен на вторичном рынке. Скачок стоимость б/у машин связан с тем, что американцы начали скупать автомобили, выпущенные в стандартной комплектации, не желая приобретать «урезанные» модели, выпускаемые концернами на данный момент.

При использовании материалов сайта обязательным условием является наличие гиперссылки на страницу расположения исходной статьи с указанием источника money.com.ua.

Материалы по теме

Читайте так же